Europa Universalis IV - Превью "Преданная Венеция"
Не так давно, я изо всех сил пробивался через метели, бушующие Исландии, чтобы поучаствовать в проходившем в Рейкьявике Paradox Convention 2013. Откуда в течение последней недели или около того, по чайной ложке снабжал вас превью. Хотя основная работа и не проходила на улице в морозной тундре, а в очень теплой комнате перед компьютером в окружении коллег-журналистов.
Я конечно же говорю о моем первом практическом опыте в долгожданной
Europa Universalis IV (PC)
Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Релиз: Q3 2013
Предзаказ:
Начали мы с распределения народов, которые должны были привести к победе либо гибели, однако, имелось лишь восемь компьютеров на девять игроков. Будучи джентльменом (худшая черта для EU-игрока), я сказал, что был бы счастлив с кем-нибудь объединиться и разделить обязанности, раз уж оказались в такой ситуации. Таким образом, я с Адамом Смитом из «Rock, Paper, Shotgun» возглавили управление богатой Венецией.
План у нас был прост: утонуть в золоте. А то, что в итоге мы фактически потонули в крови и восстаниях только доказывает, что ни один план не переживет первые пять минут в EU IV, особенно, когда в игру вовлечены еще и другие люди.
А начиналось все так хорошо. Под нашим контролем были провинции вдоль Адриатического побережья, да и Крит находился всецело в наших руках. Торговлю, как кажется, на этот раз доработали, и у нас было достаточно вариантов, когда дело дошло до расширения казны. Мы отправили купцов на рынки, связанные с нашей торговой сетью, выслали им больше средств, и наблюдали, как растет доход – мы купались в золоте. На всякий случай, построили флот для патрулирования торговых маршрутов. Никому не было позволено угрожать нашим денежкам.
С финансовой безопасностью в хороших руках, Адам и я посчитали, что пришло время расширить республику. Сейчас, я бы хотел отметить, что на данном этапе мы хорошие парни. Мы никакие не подстрекатели к войне, не завоеватели, нам просто было необходимо жизненное пространство. Если же вы решите провести параллели с оправданием агрессии Германии в Первой мировой войне, то это ваша проблема.
Чтобы придать направление, большую осмысленность игровому процессу, охватывающему целые столетия, Paradox реализовали систему миссий, выделяя определенные цели, к выполнению которых игроки могут стремиться. Завершение подобных миссий приносит дополнительные бонусы поверх земель, которые вы получите в ходе завоеваний, или денег – блокируя порты и мешая своему врагу получить прибыль.
Наше первое задание – ставшее причиной к войне – было завоевание Кремоны, области лежащей на западе и находящейся под контролем Ломбардии. Как бы то ни было, но мы едва ли могли объявлять войну с ходу. Требуется много времени для формирования армии, ее обучения, оснащения и остальное дурачество, ассоциирующиеся со сбором шумных мужиков и отправкой их на убийство людей.
Венеция прославилась своими превосходными наемными армиями. Вместо того чтобы провести большую часть года, превращая толстяков в машины для убийства, мы просто наняли готовый продукт. Используя значительные денежные запасы, наняли настоящую орду сердитых джентльменов и направили их на врага. Мы были на пороге войны.
Но дела пошли не так как ожидалось. Поскольку наши наемники прорубили себе путь до Кремоны, Ломбардия обратилась за помощью к Милану. Нам, конечно, следовало больше времени потратить на выяснение с кем дружна Ломбардия. Оценка рисков хоть и выглядит делом унылым, но мы быстро узнали насколько это важно. Однако мы уже свой путь выбрали, и не собирались с него сворачивать.
Кремона пала быстро, но в сторону наших истощенных наемников уже маршировали две большие вражеские армии. В последний момент одна из них – миланские силы – сменили цель и направились прямо в наши земли. Кровавыми захватчиками были мы, а не они, как же это злило!
Последующие десять минут тянулись долго. Мы сосредоточились на освобождении нашей территории, удержании уже захваченных провинций и вытеснении двух хорошо обученных вражеских армий, которые явно не страдали от нравственных проблем, убивая наших наемников. Даже после того как мы разбили миланцев и приняли их предложение о мире, ломбардцы не желали успокаиваться, наращивая свою армию.
После найма всех наемников, каких мы только могли взять (и некоторых, которые себе позволить не могли), мы вернулись к игре. Сражение за сражением, мы сокращали ломбардцам как численность, так и мораль. Но из-за неудачного бага, они продолжали избегать истощения, что привело к затягиванию войны, которую мы с трудом могли себе позволить.
В конечном счете, ломбардцев наконец разгромили, и мы достигли соглашения с побитым противником. Поскольку мы изрядно разорили все их провинции, то могли диктовать условия с высоких позиций. Из войны мы вышли с двумя новыми областями и чертовски потасканной страной.
Мало что могло мне больше понравиться, чем положить ноги на стол, выпить немного итальянского вина и смаковать успех. Возможно, я даже бы бросил горсть монет в толпу чумазых крестьян. Но к сожалению этому не бывать. Трудная война, истощение казны и интеграция новых граждан, которые спят и видят, как бы выпустить нам кишки, сулили повсеместный рост риска восстания.
Критяне и хорваты требовали независимость, крестьяне – более низкие налоги, а наше новое ломбардское население жаждало мести. Крит и единственная византийская провинция в Хорватии были слишком далеко, чтобы тратить на них время, и мы сконцентрировали внимание на решении проблем сперва дома. По окончанию войны с Ломбардией пришлось распустить наемные полки, и теперь было необходимо нанимать новых. Как ни печально, но из-за серьезной нехватки денег сделать это стало невозможно, да и чтобы набрать нужное количество полков и положить конец всем этим восстаниям, потребуется немало времени.
Для ускорения вербовки, мы взяли первую свою «Национальную Идею». Данная функция помогает игрокам более точно подобрать различные индивидуальные бонусы для страны, начиная с экономических и заканчивая религиозными преимуществами. Первая идея в ветке Плутократии – позволяет более быструю вербовку наемников [возможно имеется в виду
Но оставалось еще много проблем, да и на наших землях царил беспорядок. Пришло время запросить помощь у другого игрока. В течение игры нас уже неоднократно звал в союз Джо Робинсон (Вы можете прочесть его взгляд на происходившее в Strategy Informer). Он играл за Австрию, возглавлявшую локомотив, так же известный как Священная Римская Империя. Пора было задвинуть нашу гордость и принять нового союзника в пропитавшиеся вином объятья.
Сперва Джо был классным союзником. Он быстро пришел на помощь, нацелившись на крупные армии повстанцев, с которыми Венеция была не в состоянии справиться одна. Он сделал это так непринужденно, без какой либо жалобы, не обращая внимания ни на пограничные споры, ни на недовольство членов СРИ.
Это дало нам с Адамом время для усиления контроля за торговыми маршрутами, найма на службу новых солдат, тем самым нарастив наше наемное войско и попытаться найти мирное решение для некоторых восстаний. Одна из новых особенностей в EU IV – возможность, позволяющая игрокам быстро видеть причину восстаний. Зачастую, есть даже возможность немедленно решить проблему, дав повстанцам то, что они хотят. Таким способом нам удалось подавить одно восстание, но требования у оставшихся бунтовщиков были слишком высокими.
Постоянные сражения создавали проблемы со стабильностью и военной усталостью. Так повышение первого делало затруднительным понижения последнего. И игровой процесс представлял собой напряженное жонглирование. Мы также занимались выборами и изучением новых технологий. В силу сложной ситуации, развивающейся в Венеции, возможность улучшить вооружение за счет новых технологий радовала нас, что нельзя сказать о вышеупомянутых выборах.
Изначально мы поддерживали Дожа с довольно высокими умениями, когда решали военные задачи. Но многократное избрание одного и того же лидера рискованно близко приближало нас к монархии, чего необходимо избегать, если вы пытаетесь управлять республикой. Чтобы избежать неприятностей, которые сулил нам этот путь, мы были вынуждены выбрать нового Дожа, что негативно сказалось на военной кампании.
Ситуация с соседями, теперь объявившими нам войну, становились все хуже и хуже. Босния желала получить часть доходов, а итальянские собратья, прекратив кружить как воронье, по разным причинам, набросились на добычу. Крит огнем и мечом успешно получил независимость, и теперь имел собственного монарха, в то время как наша единственная провинция в Хорватии преуспела в создании республики. В этот момент Джо решил уйти и увел свои войска обратно в Австрию, для решения собственных внутриполитических проблем. Мы оказались одни, окруженные врагами.
Именно тогда проклятые Лолларды [название народных проповедников, участников антикатолического движения в Англии и других странах Западной Европы, впервые появились в 14 веке] нанесли удар. Я не могу даже описать, насколько я ненавижу лоллардов. Я даже не знал, кто черт побери они такие. Они появились внезапно, с несколькими армиями, и начали косить наши рассеянные войска. На их щите была пентаграмма, так что естественно я предположил, что на нас напали сатанисты. Это был момент, когда я начал откровенно кричать, все отговорки по типу «играть для удовольствия» в момент улетели в трубу. Все было в серьез.
Я даже не буду перечислять всех фракций, которые бесчинствовали в Венеции, это займет слишком много времени. Складывалось такое чувство, что целый мир обрушился на нас. У нас было больше долгов, чем солдат, а каждые несколько минут какая-нибудь из областей оккупировалась либо повстанцами, либо иностранным агрессором. Где был наш австрийский союзник все это время, спросите вы? Ну, мы думали, что он решает свои собственные проблемы, но нет, он очень внимательно следил за происходящим к югу от его границы.
Австрия была волком в овечьей шкуре. Мы думали, что все это время защищали свои земли от мятежников с сомнительными претензиями, а на самом деле играли на руку некой темной фигуре. У некоторых мятежников, как вы можете видеть, был владелец. И этот хозяин – Джо Робинсон, действительно злой человек.
В самый худший момент, когда казалось бы, куда еще хуже? Мы получили уведомление: «Австрия объявила вам войну». Война. С лидером Священной Римской империи. Венеция была истощена. Игнорирование угрозы от Австрии заставило меня почувствовать себя Чемберленом, размахивающим клочком бумаги в 1938 году [прибыв 30 сентября 1938 года из Мюнхена в Лондон, премьер-министр, показывая журналистам текст договора, произнес знаменитую речь, в которой уверял собравшихся в том, что «привез мир до конца наших дней»]. Будет мир до конца наших дней – фиг вам.
Мы делали что могли, беря все больше в долг, нанимая каждого наемника, где только возможно, но мы проиграли войну еще до того как первый австрийский солдат пересек границу. Несмотря страшную ситуацию, мы поднялись на благородную борьбу. Тысячи мужчин бросились на пики австрийских агрессоров. Если мы и не убили бы их, то выстроили стену из трупов наемников. Операция Стена из Трупов не увенчалась успехом.
Условия Джо могли бы быть намного хуже – он хотел только одну провинцию. По-видимому, это была его миссия. Да вот лучше мне от этого не стало, ведь он предал своего союзника и перебил множество людей.
Даже с окончанием войны, испытания Венеции были далеки от завершения. Повстанцы продолжали бунтовать в оставшихся провинциях, наши люди были истощены и подавлены. Соли на рану добавил переход отколовшейся повстанцами области под управление Австрии. В общей сложности, мы потеряли половину провинций. Вскоре, все оставшиеся владения Венеции были окружены нашим некогда союзником, а теперь презираемым врагом. Это была трагедия.
На этом игра и закончилась. Но были планы, которые возможно, позволили бы Венеции восстановить часть потерянной славы. Старые земли были бы возвращены, Сербия и Босния завоеваны, Адриатика снова оказалась бы во власти наших флотов, а вино текло бы свободно. Этому, конечно, никогда уже не случиться, но могло. И было бы это изумительно.
Источник: